12 декабря день Конституции филиал МОУ "Тондошенская ООШ" "Верх-Бийская ООШ "

Декабрь 11, 2018 Просмотров: 902

12 декабря день Конституции.

познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи; воспитание правовой культуры; развивать умения участвовать в политической жизни.

Сегодня наш классный час посвящен Конституции. Когда мы празднуем день Конституции?

Вы сегодня учениками пришли в школу. И нам надо будет вспомнить как вести себя в школе, что можно делать, а чего нельзя, на что вы имеете право и на что не имеете. А где мы это сможем узнать? (устав школы, правила поведения в школе)

Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации.

Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. В этом году мы празднуем день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет, а с 19 сентября 1994 этот праздник стал государственным. (сл)

Мне бы хотелось немного обратиться к истории нашей страны, думаю что вам это будет интересно.

В  России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (В истории Российской Федерации было пять конституций, включая ныне действующую. В 1821 – 1825 годах – декабрист Н.М.Муравьев разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить : Конституционную Монархию, Равенство всех граждан перед законом, Свободу слова, печати, вероисповеданий.

В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.

Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. (сл)

Определяет:

-Как устроено государство

-Как образованы органы власти

-Каковы права и обязанности граждан

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы, (ПРЕАМБУЛА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ее вступительная (вводная) часть, содержащая краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона), 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.

Разделы и главы Конституции

1 глава. Основы конституционного строя.

2 глава. Права и обязанности человека и гражданина.

3 глава. Федеративное устройство.

4 глава. Президент РФ.

5 глава. Федеральное Собрание.

6 глава. Правительство РФ.

7 глава. Судебная власть.

8 глава. Местное самоуправление.

9 глава. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.  ( в сл)

Права и обязанности

В  Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности.

Что такое право и что такое обязанность? В чём их различие?

Право – это узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие. В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причём права даются в совокупности со свободами. Какими же правами обладает и какие обязанности должен исполнять гражданин России?

Права и свободы граждан        Обязанности граждан

Право на жизнь         

Обязанность сохранять природу и окружающую среду

Право на защиту своей чести и доброго имени        

Обязанность защищать Родину

Право личную неприкосновенность        

Обязанность соблюдать законы

Право на жилище и его неприкосновенность        

Обязанность платить налоги

Право на свободное передвижение        

Свобода совести, свобода вероисповеданий        

Свобода мысли и слова        

Право избирать и быть избранным        

Право на труд        

Право на отдых        

Право на получение социальной помощи        

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь         

Право на образование        

Право на получение юридической помощи        

Свобода информации        

Свобода творчества        

 

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».  

Какие же права есть у вас, школьников?

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.

Какие же обязанности у школьника?

1. Уважать друг друга.

2. Культурно вести себя.

3. Ходить опрятным.

4. Выполнять устав школы.

У каждой страны есть свои отличительные знаки. Эти знаки называются символами государства. Символы как бы говорят людям: «Другой такой страны нет!» Государственные символы России должен знать каждый, ведь в них проявляется история и традиции нашей страны. Конституция Российской Федерации закрепляет эти символы. Всякий символ страны несёт в себе информацию о неповторимости этой страны. Какие символы имеет наша страна? (флаг, герб и гимн.)

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Прослушаем гимн нашей страны.(дети встают под гимн страны)

● Флаг

Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага. Цветами Российского флага являются белый, синий и красный цвета. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

● Герб

Учитель: Следующий символ нашей страны – герб.

Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.

Герб важно суметь грамотно прочесть. Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орёл). На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе - держава. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Кто знает, как зовут этого всадника? (Георгий Победоносец).

Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да!

1 конкурс.

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

-демократия- власть народа;

-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;

-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

-свидетель-очевидец преступления;

-адвокат-защитник;

-преступление- особо тяжкое противоправное действие;

-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

-суверенитет-независимость.

2. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

3. Конкурс капитанов.

-Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )

- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

 

«Вопрос – ответ» - дополнительный материал.

Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

8.     Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

9.     Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

«Моя родина - Россия».

Команде предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

·         Что такое символ? (условный знак, обозначение).

·         Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

·         Что такое герб? (эмблема государства).

·         Что означает слово «герб»? (наследство).

·         Старинное русское название флага? (стяг).

·         Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

·         Кто является главой Российского государства? (президент).

·         Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

·         Назовите  автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

·         Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

·         Назовите денежную единицу России. (Рубль).

·         Назовите растение – символ России. (Береза).

·         Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

·         Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

·         Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

·         Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Заключение:

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок  хочется сказать,

                               Что Родина - это как вторая мать.

                               Ее не выбирают и не губят,

                               А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножить её славу и беречь её богатства.