Школьный музей

Из истории создания школьного музея «Истоки» Тондошенской школы. 

Работа по созданию школьного музея проделала большой путь, начиная с сер. 80-х гг. Но наиболее плодотворная работа падает на период с 2004-2007 гг. В данном периоде можно выделить три этапа:

1.     Первоначальный сбор различного рода краеведческих материалов;

2.     Анализ краеведческого материала с целью выделения направлений работы школьного музея;

3.     Развитие каждого направления деятельности школьного музея.

На первом этапе, ребята проявили большой интерес к созданию школьного музея, что объясняется, прежде всего, погоней за собиранием разнообразных предметов, являющихся источниками для разных отраслей знаний. В результате создалось лишь бессистемное собрание – коллекции различных по своему характеру документов и предметов, а не музей. Но с другой стороны связь с несколькими науками определило существование школьного музея, как краеведческого комплексного профиля. Последнее способствовало выделить различные отделы и направления внутри школьного музея.

Анализ фонда школьного музея позволил нам выделить направления работы школьного музея, по которым были оформлены или намечены экспозиции, такие как: «Моя родословная», «Защитники Отечества», «От коммуны до общества с ограниченной ответственностью», «Церковь в Тондошке», «Служба быта», «Топонимы Тондошенского сельского поселения», «Наши земляки – известные и неизвестные».

Для дальнейшего развития данных направлений планируется создание групп «узкого профиля», не более 2-3 учеников. Организация групп и их деятельность осуществляется согласно методам и приемам проектного обучения. Продумываются пути и источники сбора материалов, определяются конкретные задания, намечаются сроки и т.д.

В 2007 г. была проведена паспортизация школьного музея «Истоки». Ее осуществлял Турочакский районный отдел образования, который определил соответствие экспозиций, созданных в школе, и работа учащихся требованиям, предъявленных школьному музею.

Проведение паспортизации школьного музея, способствовало совершенствованию его деятельности. На сегодня фонды школьного музея постоянно пополняются материалами. Следовательно, и экспозиции систематически обновляются и актуализируются. Так экспозиция участников Великой Отечественной войны дополняется сведениями и предметами участников боевых действий в послевоенный период.

Пожалуй, самым трудным вопросом при создании школьного музея был вопрос – зачем? Зачем он нужен детям и их родителям, учителям и их коллегам? Ради памяти и уроков прошлого? Знания ради знаний или деятельность ради деятельности? Трудно сказать. С одной стороны музей – мир вещей, но последние как результат творческой деятельности человека, направленные на преобразование окружающей среды. Тогда с другой стороны музей в какой-то степени отражает душевный и духовный мир в большинстве случаев уже ушедших в мир иной людей. Память и связь поколений, и еще, «поучительно поминать дни древние, оглянуться назад, чтобы… предполагать о будущем». 





О музее

  1. Полное наименование музея: Школьный музей «Истоки»
  2. Программа деятельности: расширение связей с районными краеведческими и республиканскими музеями; накопление экспонатов; открытие новых экспозиций; проведение внеклассных мероприятий на базе музея,
  3. Краткая характеристика фондов музея, тома материалов, посвященных военной истории: фотодокументы, архивные документы и их копии, награды, трофейные вещи, предметы солдатского быта, 50 экспонатов, посвященных военной истории.
  4. Название (тематики) разделов по военной истории: Повседневная жизнь нашей села в прошлом и настоящем; История Ильинского храма; История Тондошенской школы; Выпускники нашей школы; История пионеры в Тондошенской школе; Ветераны Великой Отечественной войны и участники боевых действий нашего села; Наш учитель .
  5. Использование музея в образовательном процессе: классные часы, уроки по истории Горной Алтайи и России, внеклассные мероприятия, посвященные Дням воинской славы.
  6. Экскурсионная, просветительская, методическая работа на базе музея: экскурсии для учащихся начальных классов, среднего звена, жителей села, гостей. Сотрудничество с районным краеведческим музеем.
  7. Использование материалов музея в средствах массовой информации, научно – популярных изданиях:  Статьи в районных газетах «Истоки» и республиканской газете «Звезда Алтая», научном журнале «Вестник ГАГУ».
  8. Количество постоянно действующих учащихся в музее (по возрастным группам): 6 человек в возрасте от 11 до 15 лет.


Руководитель

Черлояков Иван Геннадьевич



Цели

История и культура каждого общества во всех проявлениях его: политической, экономической, социальной и духовной.




Задачи

1. Собирать историко-краеведические материалы, предметы материальной и духовной культуры, информацию по устной истории.

2. Хранить и систематизировать сборники историко-краеведических материалов.

3. Вести просветительскую деятельность через открытие и создание экспозиций, проведение экскурсий и плановых мероприятий, ведение электронного музея. 




Краткая характеристика основного фонда

Повседневная жизнь нашего села в прошлом и настоящем содержит около сотни экспонатов. Повседневная жизнь соответствует периоду XIX-XX вв. Она обеспечивала материальной культурой как северных алтайцев, так и русских переселенцев: от старообрядцев до «столыпинских» поселенцев. Повседневность до мозга костей старожилов.