«ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА » классный час в 6-8 классах Верх-Бийская ООШ

Январь 15, 2020 Просмотров: 895

 «ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА  Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА »

 

Форма  «Урок-презентация»

Цель: Знакомство с творческим наследием  Г.И. Гуркина

Задачи:

  1. Развивать умения:
  • работать с разными источниками информации, отбирать материал по предложенной теме;
  • правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли.
  1. Показать  Гуркина – как художника и писателя, воспитывать художественный вкус.
  1. Пробуждать интерес к  изучению народной  культуры  Горного Алтая, расширять кругозор.

 

Оборудование:

Ресурсы Интернет

noogen.su/iefremov/choros-gurkin.htm

www.biysk.secna.ru/jurnal/n6-7_2000/kultura/erkinova.doc

altay.sibro.ru/culture/gurkin.php

altai-photo.ru/stuff/25-1-0-24

Литература

  1. Г.И. Чорос-Гуркин. Ак-Чечек, 1994.
  2. Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1989.-128с.
  3. Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. – Л., 1966.
  4. Снитко Л.И. Первые художники Алтая. – Л., 1983.
  5. Эдоков В.И. Мастер из Аноса. Барнаул, 1984.
  6. «Алтайдын Чолмоны», 13 января 2005г.

Презентация картин в программе PowerPoint

Музыкальные записи, содержащие этническую музыку

Домашнее задание: Самостоятельно отобрать, обработать и систематизировать информацию, полученную из Интернета и других источников. Представить результаты самостоятельной деятельности в форме презентации и реферата.

 

Ход урока

 

I.                   Организационный момент

II.                Сообщение темы урока

     Потомков  неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след.

К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – взглянуть  на этих людей, их необыкновенные судьбы по-новому, попытаться оценить их роль в истории, ибо история каждому отводит свое место. 2010 год в Республике Алтай объявлен Годом Гуркина, годом 140-летия со дня рождения художника.

О Григории Ивановиче Чорос-Гуркине написаны десятки трудов - статей и монографий. Опубликованы еще в дореволюционной сибирской периодической печати его оригинальные стихотворения в прозе, ряд писем родным и друзьям. В начале 90-х из некогда недоступных архивов КГБ в руки исследователей передана часть следственных документов по «Делу Г.И. Чорос-Гуркина», откуда были установлены впервые точные даты рождения - 12 января 1870 и гибели 11 октября 1937 года.

Между этими двумя датами заключена жизнь человека, который стал для своей малой родины - Алтая  значимой фигурой и нравственно-духовным ориентиром.

      Первым европейским художником, оказавшимся в горах Алтая, был выпускник Петербургской Академии художеств Е.Мейер, участник экспедиции в 1842 году по Северной Азии, возглавляемой знаменитым русским  путешественником П.И. Чихачевым. Пораженный красотой природы Алтая, Мейер писал в своем дневнике: «Это музыка природы! Кто передаст ее?  Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок?» Этим человеком стал первый алтайский художник Г.И. Гуркин. Человек необыкновенной судьбы и ярких творческих свершений, который оставил потомкам огромное и до конца неизученное художественное наследие. 

     Сегодня мы познакомимся с творчеством своего самого знаменитого  земляка.

 

III.             Презентация картин художника и выступление обучающихся

 

План  выступлений

 

1.          Основные вехи жизни художника                                                              Приложение 1

2.          Г.И. Гуркин и И.И. Шишкин                                                                      Приложение 2                                                                        

3.          Личная жизнь художника                                                                           Приложение 3

4.          Самые знаменитые картины Г. И. Чорос-Гуркина                                   Приложение 4

5.          Стихотворения в прозе                                                                               Приложение 5    

 

IV.             Итог урока

 

1.      Заключительное слово о Г.И. Гуркине

…Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, они не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он - живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...

Г.И. Чорос-Гуркин

        В этих словах о своей малой родине, написанных в последнем письме в апреле 1937 года детям и внукам, художник подчеркнул самобытность нашего горного края, чистоту природы, её величие и загадочность, показал свою безграничную любовь к Родине.

       Творчество Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся  явлениям сибирской  живописи. Огромный интерес оно представляет и в контексте  развития изобразительного искусства всей  страны, так как сочетает в себе национальное и общечеловеческое.  Каждое поколение будет открывать искусство художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями и ассоциациями. 

 

2.      Высказывания обучающихся о значении урока, посвященного Г.И.Гуркину

(Урок помог многим по-другому посмотреть на  природу, традиции нашего региона; обогатил духовно; познакомил не только с биографией художника, но и раскрыл его художественный и поэтический  талант)

     

3.      Тестирование по теме «Страницы биографии, творчества Г.И. Чорос-Гуркина»