«ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА » классный час в 6-8 классах Верх-Бийская ООШ
«ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА »
Форма «Урок-презентация»
Цель: Знакомство с творческим наследием Г.И. Гуркина
Задачи:
- Развивать умения:
- работать с разными источниками информации, отбирать материал по предложенной теме;
- правильно, грамотно и доступно выражать свои мысли.
- Показать Гуркина – как художника и писателя, воспитывать художественный вкус.
- Пробуждать интерес к изучению народной культуры Горного Алтая, расширять кругозор.
Оборудование:
Ресурсы Интернет
noogen.su/iefremov/choros-gurkin.htm
www.biysk.secna.ru/jurnal/n6-7_2000/kultura/erkinova.doc
altay.sibro.ru/culture/gurkin.php
altai-photo.ru/stuff/25-1-0-24
Литература
- Г.И. Чорос-Гуркин. Ак-Чечек, 1994.
- Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1989.-128с.
- Стрельцов С.А. Г.И. Гуркин. – Л., 1966.
- Снитко Л.И. Первые художники Алтая. – Л., 1983.
- Эдоков В.И. Мастер из Аноса. Барнаул, 1984.
- «Алтайдын Чолмоны», 13 января 2005г.
Презентация картин в программе PowerPoint
Музыкальные записи, содержащие этническую музыку
Домашнее задание: Самостоятельно отобрать, обработать и систематизировать информацию, полученную из Интернета и других источников. Представить результаты самостоятельной деятельности в форме презентации и реферата.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след.
К числу таких людей относятся многие знаменитые русские и выдающиеся представители других национальностей. Наша задача – взглянуть на этих людей, их необыкновенные судьбы по-новому, попытаться оценить их роль в истории, ибо история каждому отводит свое место. 2010 год в Республике Алтай объявлен Годом Гуркина, годом 140-летия со дня рождения художника.
О Григории Ивановиче Чорос-Гуркине написаны десятки трудов - статей и монографий. Опубликованы еще в дореволюционной сибирской периодической печати его оригинальные стихотворения в прозе, ряд писем родным и друзьям. В начале 90-х из некогда недоступных архивов КГБ в руки исследователей передана часть следственных документов по «Делу Г.И. Чорос-Гуркина», откуда были установлены впервые точные даты рождения - 12 января 1870 и гибели 11 октября 1937 года.
Между этими двумя датами заключена жизнь человека, который стал для своей малой родины - Алтая значимой фигурой и нравственно-духовным ориентиром.
Первым европейским художником, оказавшимся в горах Алтая, был выпускник Петербургской Академии художеств Е.Мейер, участник экспедиции в 1842 году по Северной Азии, возглавляемой знаменитым русским путешественником П.И. Чихачевым. Пораженный красотой природы Алтая, Мейер писал в своем дневнике: «Это музыка природы! Кто передаст ее? Кто передаст чудную гармонию этих скал, этих красок?» Этим человеком стал первый алтайский художник Г.И. Гуркин. Человек необыкновенной судьбы и ярких творческих свершений, который оставил потомкам огромное и до конца неизученное художественное наследие.
Сегодня мы познакомимся с творчеством своего самого знаменитого земляка.
III. Презентация картин художника и выступление обучающихся
План выступлений
1. Основные вехи жизни художника Приложение 1
2. Г.И. Гуркин и И.И. Шишкин Приложение 2
3. Личная жизнь художника Приложение 3
4. Самые знаменитые картины Г. И. Чорос-Гуркина Приложение 4
5. Стихотворения в прозе Приложение 5
IV. Итог урока
1. Заключительное слово о Г.И. Гуркине
…Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, они не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он - живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...
Г.И. Чорос-Гуркин
В этих словах о своей малой родине, написанных в последнем письме в апреле 1937 года детям и внукам, художник подчеркнул самобытность нашего горного края, чистоту природы, её величие и загадочность, показал свою безграничную любовь к Родине.
Творчество Гуркина неисчерпаемо. Оно принадлежит к выдающимся явлениям сибирской живописи. Огромный интерес оно представляет и в контексте развития изобразительного искусства всей страны, так как сочетает в себе национальное и общечеловеческое. Каждое поколение будет открывать искусство художника заново, настолько оно богато чувствами, мыслями и ассоциациями.
2. Высказывания обучающихся о значении урока, посвященного Г.И.Гуркину
(Урок помог многим по-другому посмотреть на природу, традиции нашего региона; обогатил духовно; познакомил не только с биографией художника, но и раскрыл его художественный и поэтический талант)
3. Тестирование по теме «Страницы биографии, творчества Г.И. Чорос-Гуркина»