Верх-Бийская ООШ Классный час« Дорогою добра»
Верх-Бийская ООШ Классный час« Дорогою добра» 7 класс
Цели: 1. Заставить учащихся задуматься над вопросом: «Настоящая доброта..
Какая она?»
2. Пробудить в детях чувство и желание заботится о близких им людях.
3. Обратить внимание учащихся на отношения в коллективе, на
способность откликаться на прекрасное, доброе.
Оборудование: карточки с высказываниями писателей, ноутбук, экран, мультимедийная установка, магнитная доска, « ромашка» с вопросами на лепестках, клубок, бумажные сердечки с четверостишиями о добре, распечатка песни « Дорогою добра», 2 ватмана, 2 набора цветной бумаги, карандаши, клей, ножницы.
Ход мероприятия.
Ученик.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву а не во сне
Сильней и крепче на земле?
"Сильнее Я" сказало Зло
"Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!"
Добро сказало: "Может быть,
Но только я могу любить,
Хоть за душою ни гроша.
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю что ещё сказать..
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
Учитель . Очень часто можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе, не обращая внимание на беды и трудности окружающих нас людей. В мире где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помогать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славилась наша Россия.
Так ли это на самом деле?
Ответ на этот вопрос очень и очень важен, потому что речь идет о стержне характера нашего народа. Делать добро людям – это душевная потребность для всех россиян, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. Сегодня так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в добро, благородство, милосердие и бескорыстие людей.
Так что же такое «ДОБРО»?
ДОБРО - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека, общества в целом.
ДОБРОТА – это морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики, благодаря которым он способен творить добро. К таковым свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Что же говорили писатели о добре и доброте? Об этом мы узнаем сейчас от вас. Учащиеся читают высказывания писателей и прикрепляют их на магнитную доску.
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого свойства и в самом себе».
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Учитель .
Как вы понимаете слова известного поэта Расула Гамзатова?
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был.
Далее идёт обсуждение…
Учитель . - Я очень хочу услышать от вас ответы и на другие вопросы, интересующие всех.
Учащиеся отвечают на вопросы, написанные на лепестках « ромашки »:
1) Всегда ли надо быть добрым?
2) Нужно ли человеку доброе сердце?
3) Что значит милосердный поступок?
4) Каким должно быть милосердие?
5) Понятия « добрый» и « добренький» - это одно и тоже или нет?
Учитель У меня два кармашка: в одном из них начала пословиц, а в другом окончания. Вы должны совместить их по смыслу.
1) Горе на двоих – полгоря, / радость на двоих – две радости.
2) Кто скорей помог, / тот дважды помог.
3) Помнящий добро / никогда не сотворит зла.
4) Помоги, раздели беду - / и твоя не так давить будет.
5)Вся семья вместе / и душа на месте
6) Называться человеком легко, / быть им трудно
7) Без добрых дел / нет доброго имени
8) Доброе слово человеку / что дождь в засуху
9) Доброе слово лучше / мягкого пирога
10) Чтобы делать добро, / надо им обладать
Ученик
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель
-Ах, как нам добрые слова нужны!
Ребята , а какие добрые слова мы должны произносить каждый день?
(Спасибо, пожалуйста, добрый день, будьте добры,…)
Учитель
Злой человек не напишет красивую картину, не посадит цветы. А вот мы с вами сейчас создадим цветочную клумбу из ватмана и цветной бумаги.
В это время все остальные просматривают видеоролик « Ветер и цветок »
Учитель. Ребята ответьте на вопрос : «Кого больше на земле: злых или добрых?» Для этого вам нужно положить на чаши весов карточки белые (добрые люди) и чёрные ( злые люди) и прокомментировать своё решение.
Ученик.
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.
Учитель
«Добрый поступок» - что это? Так ли важно совершать добрые поступки? Нужно ли ждать благодарность за добрые поступки? Быть внимательным к окружающим – это добрый поступок? ( идет обсуждение вопросов).
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! Как было бы легко и спокойно жить на Земле. А сколько бы друзей могло быть у каждого из нас. Сколько бы людей остались в живых, если бы рядом с ними оказались добрые, а не бессердечные и злые люди. Ведь вовремя сказанное ласковое слово не приведёт человека к сердечному приступу. Вовремя оказанная помощь сохранит чью-то жизнь. Иногда даже мы даже не замечаем близких нам людей.
Я хочу прочитать вам притчу, послушайте её очень внимательно.
В маленькой больнице на окраине огромного городка лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтоб мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мама. – Музыкантом или писателем, известным всему миру.Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде… Вот для чего хочется жить…
А я хочу, чтоб мой мальчик стал хорошим человеком, - сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
Каждый день к юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие отцами, увезли домой жен и сыновей.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказали о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила:
-Кем же стал твой сын?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать отлично знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и опять пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей– мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой маме приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина, и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
-У сына сейчас концерт.… Если б не концерт, он, конечно, пришел бы…
На второй день вечером к Чернокосой матери опять приехал сын-хлебороб из далекого села. Снова он долго рассказывал матери, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились.
К Белокосой матери никто не проходил.
Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб её вздохи не услышала соседка.
На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери опять приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго сидели у постели Чернокосой мамы; в её глазах сияло счастье, она помолодела . Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук говорил бабушке: как он с отцом вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка поцеловала его.…
Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что её сын, выдающийся музыкант, отправляясь в долгие поездки, сдавал, своего маленького отпрыска в какой-то интернат…
Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать от этой улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к её соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. Прошел месяц. А к Белокосой матери так никто и не пришел. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов и перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько огромных букетов бардовых роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила:
-Скажи, дорогая, как ты воспитала такового сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, - потому что не может быть в третий раз такового чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его 3-х летним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал настоящим сыном матери и отца.
Никогда не забывайте своих родителей, не огорчайте их своим поведением, своими плохими поступками. Придя сегодня домой, спросите родителей как у них прошёл день, да просто поцелуйте маму… И вы увидите как засияют глаза родителей. Ведь они все силы и средства отдают для того, чтобы вам жилось не хуже других. Они не спят, когда вы болеете, когда у вас случаются неприятности, радуются за вас, когда у вас всё хорошо.
Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания за вас, огорчения и обиды . Не забываются оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.
Ученик читает стихотворение Елены Хоринской : «Мама»
Если ты попал в беду
Или с кем подрался,
Или мечешься в бреду-
Взял и расхворался,
Кто поможет и спасет,
Успокоит лаской,
Слезы горькие утрет
И расскажет сказку?
Кто порой не спит ночей?
Ну, конечно, мама!
...За окошком крик грачей,
Выставлена рама....
Вот ты снова налегке
Мчишься к дому с горки,
Потому что в дневнике
В этот день пятерки.
У тебя веселый взгляд,
И глядишь ты прямо, -
Кто с тобою вместе рад?
Ну, конечно, мама!
Пробежит за годом год,
Годик за годочком...
Ты — большой, а мать зовет
Все еще сыночком.
Сын окончил институт,
Встал он на пороге...
Сына манят и зовут
Дальние дороги.
Расправляет молча грудь,
Вдаль глядит упрямо...
Кто ж его проводит в путь?
Ну, конечно, мама!
И от сына будет ждать
Беленький листочек.
Получила. И опять
Замолчал сыночек...
И узнает: сыну там
Вручена награда.
Даже больше, чем он сам,
Мама будет рада.
И когда пройдут года,
Подрастете сами,
Где б вы ни были, — всегда
Помните о маме!
Далее показывается социальный ролик « Желаю …»
Наш класс, наша школа – это большой коллектив.
Учитель. Мы живём в коллективе, коллектив не любит злых и бессердечных людей.
Помогайте друг другу в трудную минуту, радуйтесь за друга, когда у него всё хорошо, тогда и вам придут на помощь, и за вас кто-то порадуется.
Ученик.
Не прячьте доброты своей,
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребёнку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь всё вернёт сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернётся.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья–то радость отзовётся
Грустить не нужно, верен будь мечте
Печаль твоя, как снег весной растает.
Давай поговорим о доброте,
Которой нам так часто не хватает
Она несет нам радость и тепло,
Она нам дарит свет, приводит к вере,
Она безжалостно уничтожает зло
Но видно и сама несет потери
И нам никто не может объяснить
С кого спросить, кого призвать к ответу,
Что с каждым днем нам все труднее жить
И зло все чаще празднует победу.
Обилья серых красок, суета,
Жизнь бледной тенью мчит по кочкам гулким
Наверно в наших душах доброта
Под дальним затаилась закоулком
И день за днем мы видим это сами
В плену забот, тревог или сомнений,
Зло измеряется страданием, слезами,
Добро, как вечность, не имеет измерений.
Но где же нам найти истоки зла,
Как разорвать порочный этот круг,
Чтоб жизнь цветком весенним расцвела,
И люди все добрее стали вдруг.
Ведь доброта не сложная наука,
И в ней не трудно отыскать резон,
Прости врага - возможно станет другом,
Будь верен другу, Братом станет он.
(Автор: Лида Романенко )
Далее показывается презентация, созданная учениками класса « Школа – центр добра».
Учитель. Сегодня новое поколение все чаще выбирает другую лёгкую жизнь, лёгкие заработки. Увеличивается число преступлений, совершённых малолетними преступниками
Но если доброта станет главным и естественным свойством ребенка, станет условием его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
И помните всегда:
Надо учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень и очень сильно. Надо слушать свое сердце.
Возможно вы замечали что мир который видите вы, отличается от мира который видят люди которые вас окружают , с каждой ситуаций через которую мы проходим — мы растем, меняемся, и в соответствии с этим меняются наши убеждения и наш взгляд на мир.
Есть притчи о добре и зле , и в дополнение своих слов, я хочу процитировать одну из них , написанную в книге Эрдмана Г. В. «Пять шагов к богатству».
Притчи о добре и зле помогают понять многое через форму метафору.
Ученик. Два дервиша три месяца шли по пустыне. И вот — долгожданный оазис. Они вдоволь напились воды и решили найти дом, в котором можно было бы остановиться до утра.
Хозяева дома, в который постучались странники, увидели перед собой двух грязных людей в оборванных одеждах, которые просили пустить их переночевать.
— Пустим их в сарай, а то запачкают весь дом так, что никогда не отмоешь, — сказал глава дома своей жене.
— Правильно, — сказала она ему в ответ.
— Сейчас вас проводят, а утром пастух вас разбудит и покажет дорогу в ту сторону, куда вы держите путь. Дервиши поблагодарили хозяев и отправились спать.
Сарай, в котором находились бараны, был в запущенном состоянии, напротив стога сена зияла огромная дыра, через которую можно было увидеть стену соседнего дома. Расположившись, путешественники заснули. Но посреди ночи молодой дервиш проснулся и увидел, как его учитель, стоя на коленях, читает молитву.
— Что вы делаете, учитель?
— Я латаю дыру, — послышался шепот в тишине.
— Но зачем вы это делаете? Хозяева дома нас плохо приняли, даже не налив воды и не дав куска хлеба, зачем вы помогаете им?
— Есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир
не всегда такой, каким его видишь ты.
Молодой дервиш, не задавая больше вопросов, лег спать, так
и не поняв смысл сказанного учителем. Утром, не дожидаясь пастуха, дервиши продолжили путь.
Спустя месяц они прошли пустыню и наткнулись на небольшой аул.
Давай найдем дом для ночлега, — сказал старший дервиш.
В первом же доме уставших путников радушно приняли.
— Простите за скромный прием, — оправдывался хозяин, разламывая горячую лепешку, которую для гостей запекли в тандыре. Сейчас жена приготовит плов, а потом я нагрею побольше воды для того, чтобы вы смогли умыться после долгого пути.
Уложив путников на своей кровати, хозяева расстелили курпачи во дворе на айване и заснули. История повторилась. Посреди ночи молодой дервиш проснулся и увидел, как его учитель молится, стоя на коленях. Он не стал задавать вопросы, зная, что учитель опять хочет помочь
хозяевам дома. Утром гостей разбудила хозяйка дома. Она оплакивала сдохшую корову, которая была единственной в доме.
— О учитель, я видел как ты молился ночью, почему в доме, который плохо принял нас, ты залатал дыру и помог хозяевам, а в доме, где нам был оказан царский прием, сдохла корова?
— Мой юный друг, есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир не всегда такой, каким его видишь ты.
Молодой дервиш обиделся на своего учителя и не разговаривал с ним до тех пор, пока они не вышли из дома и не продолжили свой путь.
— Послушай, — начал старший дервиш. — Я увидел, что в первом доме через месяц должна была обрушиться стена, проломив часть пола. И в этой яме хозяева должны были найти большой
клад, которого они недостойны, поэтому я сделал так, чтобы стена опять стала целой. Во втором доме ночью смерть пришла за женой хозяина для того, чтобы забрать на тот свет, но я остановил ее, предложив взять жизнь коровы. Помни, есть вещи, которые не дано видеть с первого взгляда, мир не всегда такой, каким его видишь ты.
Учитель. Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Да, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может повлиять на изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Однако он может именно теперь, сейчас, когда так обнаружилась борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – полюбить ближнего своего. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, но и вовсе незнакомый человек, и ему, может быть, живется сегодня хуже, чем тебе. Если представить себе, что каждый так поступит, то возникает растущий с каждым днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, но и творящих добро.
Рефлексия. Ученики встают в круг, каждый из них поочерёдно берёт в руки клубок, завязывает узелок «на память», говорит о том, что ему запомнилось на классном часе, и о чём бы он ещё хотел поговорить со своими одноклассниками.
Учитель раздаёт на память всем присутствующим бумажные сердечки с написанным на них четверостишием:
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
В конце классного часа все присутствующие исполняют песню.
Дорога добра
Муз. М. Минкова. Слова Ю. Энтина.
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Забудь свои заботы, падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,
А если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
А если с другом худо — не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
И прочь гони соблазны, усвой закон негласный
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!
Литература:
1.Азбука нравственного взросления : методический материал / В. И. Петрова [и др.]. - СПб. : Питер, 2017. - 304 с.
2. Алоева, Марина Андреевна. Классные часы в 5-11 классах: методический материал / М. А. Алоева ; ред. Г. Н. Сибирцова. - 8-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2003, 2007, 2008. - 320 с. : ил. - (Сердце отдаю детям). - Национальный проект "Образование"
3. Батурина Г. И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях : методический материал / Г. И. Батурина, К.Л. Лисова, Г.Ф. Суворова. - М. : Народное образование, 2002. - 112 с.
4. Литвинова Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы : Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - М. : 5 за знания, 2018. - 207 с. - (Методическая библиотека).
5.Подбородкова Г. Путешествие страну Вежливости / Г. Подбородкова // Воспитание школьников. - 2008. - N 1. - С.76-80