Верх-Бийская ООШ Единый урок по правам человека ( в рамках Международного дня прав человека – 10 декабря)
Классные часы с 5-9 класс
- Здравствуйте, ребята, наше сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках Международного дня по правам человека (10 декабря).
2.Основная часть.
Выходят 2 ученика.
1 ученик. Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса!
2 ученик. Невозможно без природы
Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Учитель
Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека»
Учитель начинает беседу:
- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет?
- Ребята, что общего у нас всех?
Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.
( Из истории прав человека…)
Ученик
Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. В Древнем Риме появилась такая должность как народный трибун, который защищал права простого народа. С тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы.
Учитель
- Ребята, а что означает термин «право»? Группы дайте ответ.
это система общеобязательных, формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни
Ученик
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.
До этого концепция прирождённых прав или «прав с рождения» прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).
В XIX веке в различных государствах по-разному складывается набор гражданских и политических прав. Так, где-то была закреплена свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и многие другие знакомые нам сейчас права.
Вместе с тем права во многих странах были ограничены либо носили дискриминационный характер – так можно вспомнить об имущественных избирательных цензах, которые ограничивали участие человека в выборах в качестве избирателя при отсутствии какого-либо капитала, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и другое.
Ученик
XX век начался с сильных гражданских движений сопротивления, например, в России в 1905 прошла первая революция. К гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права – закрепляются права трудящихся, право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека. Однако, только опыт Второй мировой войны, ее жертвы и зверства смогли переломить в корне и изменила понимание прав человека во всем мире. В 1945 году в немецком городе Нюрнберге состоялся судебный процесс над главными военными нацистскими преступниками. Именно Нюрнберг являлся в нацистской Германии столицей партии, в которой проходили все съезды НСДАП, а также здесь в 1935 году выездное заседание германского рейхстага приняло "Нюренбергские законы", оформившие лишение евреев Германии всех гражданских и политических прав.
Учитель
К 1945 году мы с вами еще вернемся чуть попозже.
Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.
- Ребята, в каких документах записаны права человека?
( Конституция, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека)
-Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.
На нашем уроке присутствует общественный помощник Уполномоченных по правам человека и ребенка Нижегородской области в городском округе Перевозский – Чухина Светлана Александровна.
И мы предоставляем ей слово.
Учитель
- Ребята, а вы знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?
- В 1939 году разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения, засилье против прав человека. В 1945 году состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны.
День 22 марта 1943 года стал последним для жителей белорусской деревни Хатынь. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его. А тех, кто пытался спастись. Расстреливали из пулемётов. В пламени погибли 149 человек, 76 из них были детьми…Фашисты считали, что существуют полноценные и неполноценные народы: одни созданы для того, чтобы управлять миром, другие – для того, чтобы быть рабами. При этом они присвоили себе право вершить судьбы миллионов людей: решать вопрос о том, оставить человека на свободе или отправить в концлагерь. Сохранить ему жизнь или отнять её. В первую очередь уничтожались евреи и славяне. В газовых камерах фашисты ежедневно уничтожали людей. В одном только лагере Освенцим было истреблено свыше 4 млн.человек. А подобных лагерей насчитывалось несколько десятков по всей Европе.
В 1945-1946 гг. состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны. Их обвинили в преступлениях против человечества6 в убийстве невинных людей, уничтожении военнопленных и гражданского населения, создании концлагерей. Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания.
Учитель:
- Ребята, какие уроки человечество может извлечь из решений данного процесса?
- В настоящее время права человека признаны в Международном масштабе. После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех принципах, которую могут защитить человеческую жизнь. И первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где были определены основные права и свободы человека.
ВИДЕО « ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Права человека по Декларации – всеобщие, неотчуждаемые, неделимые!!!
- Дайте характеристику каждому понятию.
Именно эти права были записаны в Декларации прав человека.
На основе Декларации прав человека были написаны конвенция и Конституции мира, в том числе и наша.
3 ученик У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова!!!
4.ученик Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым-
Он на свете не один!
Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек.
Ученик читает стихотворение "Наши права".
-
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки-
Все люди на планете!
-
На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
-
В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
-
Сохранить своё здоровье-
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться-
Каждый вправе полечиться.
-
Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав-
Не дано таких им прав.
-
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
-
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права другого
-
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда.
- Ребята, назовите основные группы прав человека по Конституции РФ
( ответы детей)
- В какой главе Конституции они записаны?
- Хорошо, а сейчас будет задания для групп классов – вам нужно подобрать примеры прав человека ( каждому классу своя группа прав )
Учитель:
- Ребята, а бывает такое, что права человека нарушаются?
- Сейчас мы с вами разберем практические ситуации, в которых нарушены какие-либо права человека. Вы получили ситуации, в которых нужно разобраться и сказать, какое право нарушено.
А пока группы работают, для всех остальных также будут задания – вопросы
ТЕРМИНЫ
-
Имеет свою структуру
Из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне?» Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме.
Появилось в глубинной древности
Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий
Оно различается по форме правления, способу осуществления власти
-
Его устанавливает государство
В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок
При Ивне Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами
Идет на содержание государственных структур, армию, образование
По статье 57 Конституции РФ каждый обязан их платить
Возникла в Древнем Риме
На латыни – общественное дело
Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнен сам
Это форма правления
Бывает парламентской и президентской
С какого возраста ребёнок:
1) имеет право жить и воспитываться в семье? (с рождения)
2) может вступать в детские общественные организации? (с 8 лет)
3) вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими? (с 14 лет)
С какого возраста ребёнок:
1) имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам? (с 14 лет)
2) имеет право получать от родителей защиту своих прав и законных интересов? (с рождения)
3) может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки? (с 6 лет)
С какого возраста ребёнок:
1) имеет право знать своих родителей? (с рождения)
2) вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами? (с 14 лет)
3) имеет право посещать детский сад? (с 3 лет)
С какого возраста ребёнок:
1) вправе осуществлять права автора, охраняемого законом результатов интеллектуального труда? (с 14 лет)
2) имеет право на фамилию, имя, отчество? (с рождения)
3) имеет право посещать школу? (с 6, 5 лет)
С какого возраста ребёнок:
1) приобретает право на гражданство? (с рождения)
2) может поступать на работу с согласия одного из родителей (не более 4 часов)? (с 14 лет)
3) вправе быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства? (с 10 лет)
Учитель:
- Хорошо, молодцы, давайте проверим группы.
- Мы должны с вами помнить – пользуясь своими правами – надо уважать права других людей!!!
- Ребята, у нас с вами есть не только права, но и обязанности, права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции ( 25 лет).
- Давайте вспомним, основные обязанности по Конституции
( ответы детей)
-Я имею право быть чёрным и белым. ВСЕ ВМЕСТЕ!!!
-Я имею право быть ловким и смелым.
-Ты имеешь право иметь своё имя.
-Ты имеешь право быть просто любимым.
-Мы имеем право на всём белом свете.
-Мы имеем право! Мы – дети
СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!!!
ДУМАЮ НАШ УРОК НЕ ПРОЙДЕТ БЕССЛЕДНО!!!