Верх-Бийская ООШ Единый урок по правам человека ( в рамках Международного дня прав человека – 10 декабря)

Декабрь 10, 2021 Просмотров: 222
Верх-Бийская ООШ  Единый урок по правам человека  ( в рамках Международного дня прав человека – 10 декабря)
Классные часы с 5-9 класс
- Здравствуйте, ребята, наше сегодняшнее мероприятие мы проводим в рамках Международного дня по правам человека (10 декабря).


2.Основная часть.

Выходят 2 ученика.


1 ученик. Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

И родные голоса!

2 ученик. Невозможно без природы

Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.


Учитель

Беседа «Права человека: Всеобщая декларация прав человека»

Учитель начинает беседу:


- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет?

- Ребята, что общего у нас всех?

Учитель подводит к пониманию, что это общее и есть права человека.

( Из истории прав человека…)

Ученик

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что заступником может быть государство. Как только появилось государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 в. до н.э. В Древнем Риме появилась такая должность как народный трибун, который защищал права простого народа. С тех пор прошло много времени, появилось много новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы.

Учитель

- Ребята, а что означает термин «право»? Группы дайте ответ.

это система общеобязательных,  формально определенных норм, санкционированных и охраняемых государством для регулирования общественной жизни 

Ученик

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году.

До этого концепция прирождённых прав или «прав с рождения» прошла долгий путь развития, которая нашла свое отражение в английской Великой хартии вольностей (1215), английской Билле о правах (1689) и американской Билле о правах (1791).

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается набор гражданских и политических прав. Так, где-то была закреплена свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и многие другие знакомые нам сейчас права.

Вместе с тем права во многих странах были ограничены либо носили дискриминационный характер – так можно вспомнить об имущественных избирательных цензах, которые ограничивали участие человека в выборах в качестве избирателя при отсутствии какого-либо капитала, неравноправие мужчин и женщин, расовые ограничения и другое.

Ученик

XX век начался с сильных гражданских движений сопротивления, например, в России в 1905 прошла первая революция. К гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права – закрепляются права трудящихся, право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека. Однако, только опыт Второй мировой войны, ее жертвы и зверства смогли переломить в корне и изменила понимание прав человека во всем мире. В 1945 году в немецком городе Нюрнберге состоялся судебный процесс над главными военными нацистскими преступниками. Именно Нюрнберг являлся в нацистской Германии столицей партии, в которой проходили все съезды НСДАП, а также здесь в 1935 году выездное заседание германского рейхстага приняло "Нюренбергские законы", оформившие лишение евреев Германии всех гражданских и политических прав.

Учитель

К 1945 году мы с вами еще вернемся чуть попозже.

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит, у нас всех одинаковые, равные права.


- Ребята, в каких документах записаны права человека?

( Конституция, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека)

-Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

На нашем уроке присутствует общественный помощник Уполномоченных по правам человека и ребенка Нижегородской области в городском округе Перевозский – Чухина Светлана Александровна.

И мы предоставляем ей слово.

Учитель


- Ребята, а вы знаете, почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?

- В 1939 году разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения, засилье против прав человека. В 1945 году состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны.


День 22 марта 1943 года стал последним для жителей белорусской деревни Хатынь. Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его. А тех, кто пытался спастись. Расстреливали из пулемётов. В пламени погибли 149 человек, 76 из них были детьми…Фашисты считали, что существуют полноценные и неполноценные народы: одни созданы для того, чтобы управлять миром, другие – для того, чтобы быть рабами. При этом они присвоили себе право вершить судьбы миллионов людей: решать вопрос о том, оставить человека на свободе или отправить в концлагерь. Сохранить ему жизнь или отнять её. В первую очередь уничтожались евреи и славяне. В газовых камерах фашисты ежедневно уничтожали людей. В одном только лагере Освенцим было истреблено свыше 4 млн.человек. А подобных лагерей насчитывалось несколько десятков по всей Европе.

В 1945-1946 гг. состоялся Нюрнбергский процесс над военными преступниками Второй мировой войны. Их обвинили в преступлениях против человечества6 в убийстве невинных людей, уничтожении военнопленных и гражданского населения, создании концлагерей. Почти все подсудимые были признаны виновными и приговорены к различным видам наказания.


Учитель:

- Ребята, какие уроки человечество может извлечь из решений данного процесса?


- В настоящее время права человека признаны в Международном масштабе. После победы над фашизмом руководители крупнейших государств мира объединили свои усилия для того, чтобы предотвратить возможность повторения преступлений против человечества. Они начали договариваться о тех принципах, которую могут защитить человеческую жизнь. И первый шаг на этом пути был сделан 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где были определены основные права и свободы человека.

ВИДЕО « ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»


Права человека по Декларации – всеобщие, неотчуждаемые, неделимые!!!


- Дайте характеристику каждому понятию.

Именно эти права были записаны в Декларации прав человека.

На основе Декларации прав человека были написаны конвенция и Конституции мира, в том числе и наша.


3 ученик У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова!!!


4.ученик Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,

У него уже с пелёнок – веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный добрый дом.

Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любимым-

Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек.


Ученик читает стихотворение "Наши права".


  1. В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки-

Все люди на планете!

  1. На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

  1. В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

  1. Сохранить своё здоровье-

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться-

Каждый вправе полечиться.

  1. Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу – он не прав-

Не дано таких им прав.

  1. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно –

Бить людей запрещено.

  1. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права другого

  1. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда.


- Ребята, назовите основные группы прав человека по Конституции РФ

( ответы детей)

- В какой главе Конституции они записаны?

- Хорошо, а сейчас будет задания для групп классов – вам нужно подобрать примеры прав человека ( каждому классу своя группа прав )


Учитель:

- Ребята, а бывает такое, что права человека нарушаются?


- Сейчас мы с вами разберем практические ситуации, в которых нарушены какие-либо права человека. Вы получили ситуации, в которых нужно разобраться и сказать, какое право нарушено.

А пока группы работают, для всех остальных также будут задания – вопросы

ТЕРМИНЫ

  1. Имеет свою структуру

Из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне?» Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме.

Появилось в глубинной древности

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий

Оно различается по форме правления, способу осуществления власти

  1. Его устанавливает государство

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок

При Ивне Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами

Идет на содержание государственных структур, армию, образование

По статье 57 Конституции РФ каждый обязан их платить

Возникла в Древнем Риме

На латыни – общественное дело

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнен сам

Это форма правления

Бывает парламентской и президентской

С какого возраста ребёнок:

1) имеет право жить и воспитываться в семье? (с рождения)

2) может вступать в детские общественные организации? (с 8 лет)

3) вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими? (с 14 лет)

С какого возраста ребёнок:

1) имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам? (с 14 лет)

2) имеет право получать от родителей защиту своих прав и законных интересов? (с рождения)

3) может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки? (с 6 лет)

С какого возраста ребёнок:

1) имеет право знать своих родителей? (с рождения)

2) вправе самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией или иными доходами? (с 14 лет)

3) имеет право посещать детский сад? (с 3 лет)

С какого возраста ребёнок:

1) вправе осуществлять права автора, охраняемого законом результатов интеллектуального труда? (с 14 лет)

2) имеет право на фамилию, имя, отчество? (с рождения)

3) имеет право посещать школу? (с 6, 5 лет)

С какого возраста ребёнок:

1) приобретает право на гражданство? (с рождения)

2) может поступать на работу с согласия одного из родителей (не более 4 часов)? (с 14 лет)

3) вправе быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства? (с 10 лет)


Учитель:

- Хорошо, молодцы, давайте проверим группы.

- Мы должны с вами помнить – пользуясь своими правами – надо уважать права других людей!!!


- Ребята, у нас с вами есть не только права, но и обязанности, права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции ( 25 лет).

- Давайте вспомним, основные обязанности по Конституции

( ответы детей)


-Я имею право быть чёрным и белым. ВСЕ ВМЕСТЕ!!!

-Я имею право быть ловким и смелым.

-Ты имеешь право иметь своё имя.

-Ты имеешь право быть просто любимым.

-Мы имеем право на всём белом свете.

-Мы имеем право! Мы – дети

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ!!!

ДУМАЮ НАШ УРОК НЕ ПРОЙДЕТ БЕССЛЕДНО!!!