Верх-Бийская ООШ . «Береги честь смолоду»
«Береги честь смолоду»
Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!
Да и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!
А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!
Люди добрые, поверьте:
Честь нужна и после смерти.
Долговечней жизни честь -
Это следует учесть!
- А какой же он, человек чести, ребята? (говорят дети).
- Вот как сказал об этом наш известный поэт Булат Окуджава.
(Слайд 2: Совесть, благородство и достоинство. Б. Окуджава).
Читается стих со слайда..
- Какие же качества необходимы, чтобы стать Человеком, о котором говорит поэт? Давайте их назовём.
- Прежде всего, СОВЕСТЬ! Послушайте, пожалуйста, притчу монаха Варнавы (Санина)
Жил на свете человек. Раз сказала ему совесть, что он не прав, другой, третий...
На четвертый решил человек избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда!
Думал-думал, как это сделать, и надумал...
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь!
Притворился тогда человек больным и говорит:
- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее!
Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обругал, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно.
Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ - молчание.
Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести!
Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду?
И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце:
- Здесь я...
Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.
Ведь, если разобраться, так всё оно и было!
- Ребята, а когда человеку стало плохо? (Без совести). Что болело у него? (Сердце, душа).
- А что же такое совесть, ребята? Как вы думаете? Вас когда-нибудь мучила совесть? (Отвечают).
(Слайд3: Совесть в словарях). А вот как толкуют это понятие словари. (Читаю значение по словарю).
- А сейчас мы поработаем в группах. Вам предстоит сделать выбор. Для анализа я предлагаю отрывок из произведения русской литературы. Постарайтесь вспомнить его название, автора. Рассказ обрывается на кульминации, а развязки нет, а стоит знак вопроса. Как же поступит главный герой? Домыслите, как закончится рассказ. В файлах у вас лежат тексты. Можете приступать к работе.
Ситуация. Работа в группах.
Событие это трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица, а развязка так оригинальна, что подобное возможно только в России. Вымысла в рассказе нет.
Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге была сильная оттепель: снег таял, с крыш падали днем капели, а лед на реках посинел и взялся водой. На Неве перед самым Зимним дворцом стояли глубокие полыньи.
Пора была самая тихая и безмятежная. Сначала в карауле все шло хорошо: посты распределены, люди расставлены. Но вдруг, в исходе второго часа ночи разводный унтер-офицер, весь бледный, объятый страхом, сообщил начальству о страшном несчастье!
Часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, услыхал, что в полынье человек отчаянно молит о помощи.
Постников долго слушал отдаленные крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. В ужасе он оглядывался туда и сюда, но ни на набережной, ни на Неве, как назло, не усматривал ни одной живой души.
Подать помощь утопающему никто не может, и он непременно зальется.
Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека легко. Сбежать на лед, бросить веревку или подать ружье.
Но Постников помнит и присягу; он знает, что он часовой и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.
С другой же стороны, сердце у Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает...
Страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему
помощи.
За один получас, пока это длилось, совсем истерзался сердцем Постников и стал ощущать "сомнения рассудка". Но он отлично понимал, что если оставит пост, то сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть, даже и "расстрел". Но со стороны вздувшейся реки опять наплывают все ближе и ближе стоны, и уже слышно отчаянное барахтанье.
Тут вот сейчас и есть иорданская прорубь... Конец!
Постников еще раз-два оглянулся во все стороны. Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...
Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало…
Верно, ваши мысли совпали с мыслями автора.
(Учитель читает продолжение). Часовой не выдержал и покинул свой пост. Постников бросился к сходням, сбежал с сильно бьющимся сердцем на лед, рассмотрев, где бьется заливающийся утопленник, протянул ему ложу своего ружья. Утопающий схватился за приклад, а Постников потянул его за штык и вытащил на берег.