Верх-Бийская ООШ . Точка Роста.Перед вами лежат физические тела. Посмотрите на шарик. В каком состоянии он сейчас находится?
Мероприятие проведено на оборудование полученное по программе «Точка Роста»
Перед вами лежат физические тела. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?
Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела (вашей руки) приходит в движение. В этом случае говорят, что тела взаимодействуют, или на тело действует сила.
Результатом действия силы является…..?
Вывод: Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения и изменения направления движения.
Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть является мерой взаимодействия тел.
2. Возьмите в руки пластилин и сожмите его. Что произошло?
Изменилась его скорость?
Какой можно сделать вывод?
Вывод 2: Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Виды деформации:
Упругая – тело принимает первоначальную форму после внешних воздействий
1. сдвиг;
2. кручение;
3. изгиб;
4. деформация сжатия.
Пластическая – тело не принимает первоначальную форму после внешнего воздействия
Подведем итог выше сказанному. Результатом действия силы является изменение скорости движения, формы и размеров тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить, у нее есть обозначение и единицы измерения.
Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].
Демонстрация на рабочем столе:
Перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила.
Вывод: направление скорости совпадает с направление силы.
Если физическая величина характеризуется помимо числового значения направлением, то….?( является векторной величиной.
Эксперимент: вызывается к доске ребенок и ему предлагается открыть входную дверь. Но сначала приложив усилие возле ручки, а затем около дверных петель. Результат разный.
Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.
На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.
Прибор позволяющий определить числовое значение силы называется динамометр.
(Устройство на слайде)
Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.
А для этого я предлагаю послушать филиппинскую сказку Цапля и буйвол:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »
Кто выпил больше воды?
Кто оказался сильнее?
В чем сила цапли? (сила разума)
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.
В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)
Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?
Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. .
Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле.
Вывод 7:
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Обозначается: Fтяж = mg
Вывод 8:
Из формулы видно, что сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела.
Назовите мне основные способы познания окр. Мира. (Наблюдения и опыт)
Какой наиболее простой? ( наблюдения)
Наиболее эффективный? (опыт)
Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.
Задача 1.
Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там?
Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?
Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.
Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку.
Задача 2. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
Кто на ваш взгляд сильнее духом?
В чем заключается жизненный смысл?
Мораль Сила духа преобладает над силой тяжести.
Как вы понимаете слова:
Иной раз силе приходится поклониться мудрости.
Рик Риордан
III. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодняшний урок показал мне….
3. Самым трудным для меня было…
4. Самым интересным мне показалось…
Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,
путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»
Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.