Рабочая программа по экономике 5-9класс Верх-Бийская ООШ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления о современных экономических системах и основах хозяйственной деятельности, так и умения обучающихся, а также основные критерии подготовки социально адаптированной личности школьника.
Преподавание предмета «Экономика» в 2018-2019 учебном году осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации на 2018/2019 учебный год.
Цель программы состоит в формировании у обучающихся адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической культуры мышления. Исходя из целей программы, выстраивается система задач:
Образовательные: формирование основ экономических знаний о хозяйстве страны, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах; формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни.
Развивающие: овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
Воспитательные: воспитание ответственности за экономические решения; воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане. Общее количество времени на четыре года (5, 7-9 классы) обучения составляет 136 часов. Недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час (34 недели в учебном году *4 года=136 часов)
5 класс Рабочая программа составлена на основе программы "Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9 классов образовательных организаций" / авторы составители Гребенева Г. И., Плетенева О. В., Симонов И. А.., Политова Л. В. Нижний Новгород. 2015 год
7 класс Примерной программы основного общего образования по экономике. 7-9 классы», под редакцией В.С. Автономова, Л.Б. Азимова, И.В. Липсица, Т. А. Протасевича.: «ВИТА-ПРЕСС», 2016 г.
8 класс Программы курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Б.И. Мишин, В.Д. Симоненко Вита-Пресс, 2017 г.
9 класс Авторская программа И. В. Липсица (Сборник программно-методических материалов по экономике и праву, Москва, 2017 г.).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.
Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.
Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:
на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);
· на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
· на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
· на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и т.п.
В основе предложенных метапредметных результатов освоения данной программы лежит перечень ожидаемых результатов, предложенных Примерной основной образовательной программы основной школы.
Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.
В результате изучения предмета обучающиеся получат дальнейшее развитие своих личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения средствами предмета у выпускников 9 класса будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
· порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к фактам, но и к закономерностям);
· расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
· формированию способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.
В ходе изучения учебного предмета обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий, у выпускников 9 класса будут заложены:
потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; основы ценностных суждений и оценок; уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами; основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и экономических отношений); готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные экономические цели и задачи, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется: практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
Обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
· систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать экономическую информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
· выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
· заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования ПК. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приемы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде организации и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Выпускники 9 класса получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе ее сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Планируемые личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов в том числе и экономических.
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экономической культуры, соответствующей современному уровню экономического мышления, наличие опыта экономической ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Планируемые метапредметные результаты
В целях соотнесения формирования метапредметных результатов с рабочими программами по учебным предметам в Школе будут проводится на регулярной основе методические советы для определения, как с учетом используемой базы образовательных технологий, так и методик, возможности обеспечения формирования универсальных учебных действий (УУД), аккумулируя потенциал разных педагогов-предметников.
Наиболее эффективным способом достижения метапредметной и личностной образовательной результативности является включение в образовательную деятельность событийных деятельностных образовательных технологий, синтезирующего характера.
Событийные образовательные технологии, используемые для формирования УУД должны отвечать следующим общим требованиям:
· способствовать развитию формально-логических мыслительных структур у детей разного возраста;
· способствовать развитию механизмов и структур преобразующего продуктивного мышления;
· допускать использование в разновозрастной группе;
· способствовать формированию устойчивой внутренней мотивации на достижение успеха в познавательной деятельности;
· допускать реализацию на разных уровнях сложности.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять экономические понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
· обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
· определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
· создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
· создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
· преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
· переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
· строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
· строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
· анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение экономической литературы. Обучающийся сможет:
· находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
· ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
· устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
· резюмировать главную идею текста;
· преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
· критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
· определять возможные роли в совместной деятельности;
· играть определенную роль в совместной деятельности;
· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
· критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
· предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
· выделять общую точку зрения в дискуссии;
· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
· устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
· представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
· соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
· высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
· принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
· создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
· использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
· использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
· делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). Обучающийся сможет:
· целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
· выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
· выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
· использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
· использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
· создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Познавательные УУД
1.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
· определять свое отношение к природной среде;
· анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
· проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
· прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
· распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
· выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
2. Развитая мотивация к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
· определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
· осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
· формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
· соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
При определении планируемых предметных результатов освоения ООП ООО разработчики опирались на пояснительные записки к примерным программам учебных предметов.
2.Содержание учебного предмета.
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Услуги ЖКХ. Формы сбережения граждан. Страховые услуги. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходы семьи. Планирование семейного бюджета
Литература для учителя
основная:
· Экономика: учебная программа основного общего образования для 5-9 классов образовательных организаций» авт.-сост.: Г.И. Гребенева, О.В. Плетенева, И.А. Симонов, 2015.
· Методическое письмо по преподаванию экономики в 2018-2019учебном году. ГОУ ДПО НИРО,2015г.
Дополнительная литература:
· Дидактические материалы к преподавнию экономики. Теория и российская практика. / авт.- сост. Р.С. Лукьянова, И.А. Симонов. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. – 375 стр.
· Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие / авт.-сост.: О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина. – Нижний Новгоро: Нижегородский институт развития образования, 2018. – 134 с.
· Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта педагогов Нижегородской области. - Н.Новгород: НГЦ,2004. - 250 с.
· Технические средства обучения: компьютерная техника с выходом в сеть Интернет и интерактивное оборудование.
· Мультимедийное учебное пособие
· Интернет-ресурсы. Экономика:
1. Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/.
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/.
3. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/
4. Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.
5. (Виртуальные практикумы по экономике') http://school-collection. edu.ru/
6. Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru Сбербанк России www.sbrf.ru, Банк России www.cbr.ru Российская торговая система www.rts.ru
7. Российское информационное агентство РИА-Новосги http://rian.ru, ИТАР-ТАСС www.itar- tass.com
8. Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы, рейтинги и т.д.
9. Министерство экономического развития и торговли www. economy, gov.ru Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru.
10. Экономика и жизнь www.akdi.ru Журналы: Эксперт www.expert.ru . Эко http://econom.nsc.ru/
11. Издательство www.vita-press.ru
12. Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения» www.invest-
· Список литературы.
для учащихся:
И.В. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»
И.В. Липсиц Экономика. 2 части
для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-пресс, 2011.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под. ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
4. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес. - М., Вита-Пресс,2017.
5. Липсиц И.В. Преподавание курса «Введение в экономику и бизнес». - М., Вита-Пресс,2011.
6. Михеева С.А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания. / С.А. Михеева. - М.:Вита – пресс, 2012
7. Михеева С.А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания. Практикум для студентов педагогических высших учебных заведений. / С.А. Михеева. - М.:Вита – пресс, 2013
8. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.
9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии: курс дистанционного обучения для учителей. - http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html
10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., Просвещение, 2008
11. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. — М. : Просвещение, 2008.
12. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: Рабочая программа и учебное занятие: Методическое пособие/О.В.Плетенева, В.Я.Бармина, В.В.Целикова, М.В.Шуклина. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.-172 с.
13. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие / авт.-сост.: О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. – 134 с.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова -4-е изд. –М.:Просвещение, 2014.
15. Дидактические материалы к преподаванию экономики. Теория и российская практика. / авт.- сост. Р.С. Лукьянова, И.А. Симонов. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013. – 375 стр.
16. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2013.
17. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2014.
18. Экономика для старших классов. Активные формы обучения: Учебное пособие./М.Уатс и др./ пер. с англ. Т.Равичевой, С.Григорьева, под ред. С.Равичева. М., 2018.
19. Экономика: учебная программа среднего (полного) образования в 10-11 классах общеобразовательных школ Российской Федерации /Н.Ю.Бармин и др. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018 -71с.